Тематические встречи

Чешский журналист Владимир Франта прочитал в РЦНК в Праге лекцию «Отражение холодной войны в культуре»

Compressed file

4 июня 2019 года чешский журналист и филолог Владимир Франта выступил в РЦНК в Праге с лекцией «Отражение холодной войны в культуре».

В первой части лекции он рассказал об эволюции российской государственности, подробно показал, что её становление шло в постоянной борьбе с внешними угрозами, как с Востока, так и с Запада, что и определило культурную и цивилизационную специфику России. Со ссылкой на известного американского ученого Сэмюэла Хантингтона подчеркнул самостоятельный характер России как цивилизации.

Более подробно остановился на истории нашей страны в XX веке. Высказал мнение, что Запад с самого начала преследовал цель раздробить Россию на несколько самостоятельных независимых государств. В этой связи упомянул «интервенцию 14 государств», «финансирование» европейскими и американскими банкирами революционных партий в России, экономическую и торговую блокаду Советской России, Великую Отечественную войну и, наконец, противостояние СССР и Запада в годы «холодной войны», завершившееся подписанием Беловежских соглашений.

Затем Владимир Франта подробно остановился на отражении темы перспектив ядерной войны в прогрессивном американском кинематографе 60-80 лет. Подчеркнул, что по его мнению, авторы фильмов в значительной степени исходили из представлений о характере будущего конфликта, изложенных в книге известного американского экономиста и футуролога, военного аналитика компании RAND, основателя Гудзоновского института Германа Кана «Думая о немыслимом» (1962). В этой книге впервые была высказана гипотеза о возникновении ядерного конфликта «по ошибке», а также сформулирована концепция «машины Судного дня» — гарантированном взаимном уничтожении стран участниц ядерного конфликта.

Владимир Франта полагает, что эти представления нашли своё воплощение в фильмах «Доктор Стрейнджлав или «Как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу» (реж. Стенли Кубрик, 1964), «Система безопасности» (реж. Себестьян Кордеро, 1964) и «На следующий день» (реж. Николас Мейер, 1983). По его мнению, эти фильмы сыграли значительную роль в развитии антивоенного движения на Западе.

В ходе лекции Владимир Франта также исполнил несколько песен из культовых антивоенных фильмов и театральных постановок 60-х лет XX столетия.

Compressed file Compressed file Compressed file